Первая статья-размышление посвящена Богу и религиям. 22:41 02.06.2004 Вообще я давно хотел обсудить явление так называемого "Бога" в нашем обществе. Но вначале -- небольшая история из жизни. БОльшую часть моей жизни я не задумывался о подобных вещах, с раннего детства помня, что есть бог, он -- Иисус, добрый пастырь и.т.п. Все казалось правильным и естественным, даже не возникало и мысли, что что-то может быть по-другому (Как же я ошибался!). Во время моей жизни в Америке мне пришлось прожить несколько месяцев в семье Методистского пастора. Из-за этого я был вовлечен в жизнь церковной общины: много раз встречался с единомышленниками моего пастора, посещал службы в их церкви. Тогда же в моем мышлении произошел заметный поворот. Передо мной открылась слепая вера этих людей в Библию, Иисуса, настоящий фанатизм. Они были готовы жертвовать удобствами жизни, свободой мышления; они добровольно наложили оковы на свободу собственного разума, и все -- ради некой абстрактной идеи, без доказательств и смысла. Хотя в принципе смысл есть -- жизнь после смерти. Но как же нелепо это звучит! Наверное все дело в человечесуом разуме, который есть неразрешимая з агадка. Вы никгда не замечали, что никогда мы так не думаем о смерти и тому подобном, как в cпокойнейшие и безопаснейшие минуты нашей жизни, как щедро тратим наше время? Зато когда смерть дышит нам в спину, когда все уже предрешено, мы так бешено вгрызаемся в ту шелковую ниточку жизни, готовую порваться в любую секунду и стремительно ускользающую из наших рук! Как боремся мы за столь драгоценные секунды! Зато, избежав опасности мы забываем о ценности жизни и снова ведем спокойное существование. Так стоит ли посвящать всю жизнь на подготовку места после смерти, хотя и известно что "оттуда" еще никто не вернулся и хоть бы косвенно не помог или повлия на наши проблемы (зато при жизни "здесь" каждый может повлиять если захочет. И влияют!). По сути основным "смыслом" религий является загробная жизнь. В качестве доказательств своей правоты, каждая церковь предъявляет послушникам различные доказательства в виде священных книг, самовозгорающихся деревьев, откровений "избранных" и т.д. На этой основе идет первичное привлечение верующих. Все это доводится до определенной мерки, так чтобы верующие полностью убедились в правоте своей церкви, доверились ей. Затем идет спекуляция со стороны церкви, и с помощью новых "доказательств" и обещаний она с легкостью манипулирует умами послушников, вытягивая из них деньги, заставляя их распространять эту веру. Люди превращаются в массу, которой руководит стадный инстинкт. Людеи начинают именно верить в некие абстрактные идеи проповедуемые религией. Ведь вера -- именно слепая уверенность в чем-то, не добускающая сомнений и оппозиции. Надежда и убеждение лишь полагают и желают правдивости чего-то, зато при наличии какого-то фактора перерастающия в веру. Этим фактором часто является массовость явления: даже если достоверность не очевидна, но большинство уверенны что так и есть, остальные присоеденятся к этой точке зрения, только чтобы поддержать большинство. Вероятно это пережитки стадного инстинкта человека. Церковь же использует это явление: в толпе люди теряют индивидуализм, свое мышление, которое заменяется идеями церкви. Другим фактором может являтся доказательство. Церковь прибегает к чудесам чаще всего, как к доказательствам -- в чудесах все неочевидно и трактовать их можно по-разному.Наверное этот элемент "таинственности" и непонятности в чудесах, для логичного объяснения, дополняется воображением человека; другими словами мы видим то, что хотим видеть. Для себя я решил, что вставать на сторону какой-либо религии не стоит. Хотя радикальный атеизм тоже не решение. Ведь чаще всего атеизм отрицает всю сущность духовной жизни, всякон понятие о боге и в резудьтате становится просто верой в неверие, что просто нелепо. Прежде всего стоит решить что такое бог, или точнее чем он является в представлении людей. Мне кажется что во всем виновата страсть людей к упрощению, вернее к созданию существа "все в одном" для объяснения всего и сразу, страсть к убиению всех зайцев одним выстрелом. Всем жутко не хватает книги с надписью "ответы на все вопросы" на обложке. Из-за этого они создают сборное существо, способное ко всему, идеальное творение без творца, которое невозможно познать, однако с человеческими качествами и настолько противоречивое и противоестественное, что проще отождествить его с чем-нибудь, чем объяснить его существование. В образе бога люди соединяют и творца существующего мира, и верховного покровителя всех существ, и внутреннее Я. Эти явления очень близки из-за духовной сущности, однако если мир по какой-то причине образовался, или был кем-то создан, вряд ли стоит посещать церковные службы и верить в загробную жизнь. Человеческий разум связывает явления и объекты трудные, или невозможные для познания вместе для создания огромной сверхидеи, способной затмить остальные и оправдвдать поступки. Для человечества слишком трудно взять ответственность за многие вещи происходящии в мире, особенно если они нам еще не понятны, поэтому проще создать кого-то "наверху" управляющим всем и успокоиться. Как мне кажется, Бог существует лишь в пределах нашей головы, это наше мировосприятие, та связь нашего разума со всем, что мы познаем, для некоторых он в книгах, для кого то в машинах, для других в музыке. Это - продолжение нашего Я" во внешнем мире. Он - в творчестве, в процессе создания и созидания, наша совесть и та энергия в нашей воле, постоянно ведущая нас вперед и взаимодействуя с природой. Бог и в природе -- он та связь нашего разума с миром, однако зародившаяся исключительно в недрах нашей сущности. Dave Smith